Внедрение процессной модели управления (менеджмент бизнес-процессов) на предприятии
В прошлом веке управление предприятием строилось на основе функционального подхода, когда предприятие рассматривается как совокупность бизнес единиц (подразделений), каждая из которых отвечает исключительно за свою функцию. В такой модели большая часть проблем возникает не внутри бизнес-единиц, за которые отвечают линейные руководители, а на уровне их стыков (границ), в результате чего возникшие проблемы становятся «ничейными» и никем не решаются. Исправить ситуацию позволяет процессное управление, когда функции подразделений рассматриваются не как самостоятельные виды деятельности, а как виды деятельности входящие в единый процесс, нацеленный на удовлетворение требований заказчика.
Внедрение процессной модели управления предполагает несколько этапов.
На первом этапе необходимо обучить персонал, задействованный в проекте процессному подходу, уточнить внутри процессов подпроцессы, определить их границы (через формализацию входов и выходов), владельцев, сформировать матрицу ответственности для каждого из них, определить перечень существующей внешней и внутренней нормативной документации, регламентирующей их деятельность, а также ведущиеся записи. Собранная информация (в форме паспорта процесса) будет использоваться на следующем этапе для построения графических схем и анализа подпроцессов в состоянии «как есть».
На втором этапе будут построены графические схемы подпроцессов в состоянии «как есть», проведен анализ подпроцессов, оценена оптимальность функционирования подпроцессов, выявлены узкие места и недостатки, принято решение об оптимизации и необходимости более глубокой детализации подпроцессов.
Оптимальность подпроцессов должна оцениваться исходя из конечного результата, промежуточных результатов, адекватности действий исполнителей при выполнении процедуры, согласованности подпроцессов по стыкам взаимодействия с другими подпроцесами.
На третьем этапе необходимо изменить алгоритмы функционирования подпроцессов с учетом выявленных недостатков, актуализировать матрицы ответственности, пересмотреть действия исполнителей и кандидатуры самих исполнителей (если это необходимо), согласовать процессы и подпроцессы по входам и выходам.
На четвертом этапе функционирование подпроцессов и процессов будет формализовано в виде документов, определены контролируемые параметры процессов и подпроцессов, а также показатели их результативности.
На пятом этапе будет проведено обучение персонала работе в измененных процессах.
В заключение необходимо будет выстроить систему мониторинга внедренных процессов с целью установления их результативности и внесения корректирующих действий по мере необходимости.
Срок выполнения полного объема работ зависит от численности и масштаба предприятия-заказчика и составляет от 2 до 6 мес. По желанию предприятия-заказчика возможно проведение отдельных этапов работ.