Проведение аудита системы менеджмента качества на соответствие нормативным требованиям и определение рузультативности ее функционирования
Если на предприятии, имеющем систему менеджмента качества, качество продукции не повышается, а недовольство потребителей растет, то можно утверждать, что внедренная система менеджмента качества не работает. Выявить причины пробуксовки системы, разработать пути ее модернизации позволяет аудит.
Аудит системы менеджмента качества ориентирован на выявление причин возникновения несоответствий в самой системе менеджмента качества, процессах или продуктах (услугах) организации. Отсюда возникает и основная цель аудита – собрать объективные свидетельства, которые позволят выявить несоответствия в процессах, продуктах (услугах) или системе менеджмента.
В ходе аудита определяется действие и результативность системы менеджмента качества, т.е. насколько внедрена система менеджмента качества в организации, работает ли она, и помогает ли система достигать результатов по основной деятельности организации.
Аудит должен дать информацию об эффективности системы менеджмента качества, т.е. показать работает ли система менеджмента качества именно как система, либо от этой системы работают только отдельные элементы, а все остальные требования выполняются только формально, либо не выполняется вовсе.
Аудит позволяет определить уровень соответствия системы менеджмента качества стандартам и установленным процедурам, т.е. насколько близко к правилам, установленным в процедурах системы менеджмента качества, выполняется работа в организации.
Аудит также позволить оценить влияние изменений в организации на систему менеджмента качества - организация никогда не стоит на месте, в любой организации происходят какие-либо изменения. Эти изменения в той или иной степени могут влиять на систему менеджмента качества. Аудит может показать, как эти изменения отразились на системе менеджмента качества, происходят ли в системе менеджмента качества изменения, адекватные изменениям организации.
Главный результат, к которому приводит аудит – это определение возможностей для улучшения в работе организации. Возможности, представленные в виде мероприятий, позволяют модернизировать систему менеджмента качества, придать ей новый импульс, повысить качество продукции и снизить неудовлетворенность потребителей.
Для проведения аудита проводится первоначальное знакомство с предприятием, его нормативной документацией, отчетностью. После этого составляются проверочные листы. Сам аудит проходит в форме наблюдений и интервьюирования работников предприятия. Заканчивается аудит отчетом в котором отражаются несоответствия, сильные стороны предприятия и области для улучшения.
Срок выполнения полного объема работ составляет 1 мес.