Разработка системы управления качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП в соответствии с ГОСТ Р 51705.1-2001 и ТР ТС 021
Вступление в силу технического регламента ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» повлекло за собой необходимость разработки и внедрения на предприятиях индустрии продуктов питания системы управления качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Такая система должна работать не только на промышленных предприятиях, но и в организациях общественного питания (включая столовые заводов, школ, детских садов, больниц и пр.), осуществляющих храненние, транспортировку и реализацию (магазины) пищевой продукции
ХАССП (HACCP) является аббревиатурой и происходит от заглавных букв английских слов Hazard Analysis and Critical Control Points, что в переводе с английского языка означает Анализ Рисков и Критические Контрольные Точки.
Суть принципов ХАССП состоит в том, что в процессе производства, хранения, транспортировки и доставки потребителю продуктов питания должны быть выделены особые места – критические контрольные точки, где могут возникнуть опасные ситуации и в которых все виды рисков, связанных с употреблением пищевых продуктов, могут быть предотвращены, устранены или снижены до приемлемого уровня в результате целенаправленных мер контроля.
Разработанная система мониторинга, позволяющая обеспечить контроль критических контрольных точек на основе планируемых мер или наблюдений, а также определенные корректирующих действий, которые следует предпринять в случае, когда результаты мониторинга указывают на отсутствие управления в конкретной критической контрольной точке и есть основа управления качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП в соответствии с требованиями ТР ТС 021 и ГОСТ Р 51705.1-2001.
Среди внутренних выгод внедрения ХАССП можно назвать следующие:
- основа ХАССП – системный подход, охватывающий параметры безопасности пищевых продуктов на всех этапах жизненного цикла – от получения сырья до использования продукта конечным потребителем;
- использование превентивных мер, а не запоздалых действий по исправлению брака и отзыву продукции;
- однозначное определение ответственности за обеспечение безопасности пищевых продуктов;
- безошибочное определение критических процессов и концентрация на них основных ресурсов и усилий предприятия;
- значительная экономия за счет снижения доли брака в общем объеме производства;
- документально подтвержденная уверенность относительно безопасности производимых продуктов, что особо важно при анализе претензий и в судебных разбирательствах.
Внедрение системы ХАССП дает предприятию и ряд внешних преимуществ:
- повышается доверие потребителей к производимой продукции;
- открывается возможность выхода на новые, в том числе международные рынки, расширение уже существующих рынков сбыта;
- дополнительные преимущества при участии в важных тендерах;
- повышается конкурентоспособность продукции предприятия;
- повышение инвестиционной привлекательности;
- снижение числа рекламаций за счет обеспечения стабильного качества продукции;
- создание репутации производителя качественного и безопасного продукта питания.
Разработка системы управления качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП предполагает создание и обучение группы ХАССП, описание продукции и производства, выделение и алгоритмизацию технологических процессов, описание опасных факторов, выявление критических контрольных точек, разработка корректирующих и предупреждающих мер, а также аудит функционирования разработанной и внедренной системы.
Система управления качеством пищевых продуктов может быть подготовлена к сертификации и сертифицирована.
Срок выполнения полного объема работ зависит от численности и масштаба предприятия-заказчика и составляет от 1 до 4 мес. По желанию предприятия-заказчика возможно проведение отдельных этапов работ.